Воспитание часто болеющего ребенка

Образовательная программа для родителей по воспитанию часто болеющего простудными заболеваниями ребенка

  1. Современная медицинская наука утверждает: «проблемы детей до семилетнего возраста — это проблемы их родителей». Если ребенок болеет, то, в первую очередь, следует искать и устранять причину его болезни в состоянии здоровья семьи: телесном, душевном и духовном.
  2. Ребенок является симптомом своих родителей, имея при этом в виду, что болезненные проявления у него могут быть единственным выражением семейной дезорганизации.
  3. Болезненные дети бич всего процесса воспитания. Действительно, дети часто болеют. Но давайте подумаем: «Почему?» Достаточно ли родители уделяют им внимания и любви, дают ли родители им возможность жить так, как им хочется? Как им добиться своего внимания? Есть несколько способов. Но у маленького ребенка лишь один – заболеть. Тогда он получает внимание и любовь родителей, все блага, как материальные, так и духовные, и сразу становится в центр внимания.
  4. Заболевания ребенка являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребенку плохо в каком-то детском учреждении, то болезнь позволяет не ходить туда.
  5. Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны со стилем родительского воспитания и зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития заболеваний. Наиболее патогенные типы неправильных отношений родителей к детям – переоценка, сверхтерпимость, сверхзабота, гиперпротекция, тревожное беспокойство. При тревожно-мнительном отношении и тревоге родителей за здоровье (родитель-пилот-спасатель), к успехам в обучении своего ребенка, а также чрезмерная озабоченность его будущим дети «заражаются» тревожностью взрослых, испытывают страх перед естественными трудностями.
  6. Характер детско-родительских отношений во многом определяет отношение семьи к вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка. Построенное с любовью и пониманием сотрудничество родителей с детьми является во многом гарантом его психического и физического здоровья. Ребенок – это не пассивный объект для профилактического, лечебного, реабилитационного воздействия, а субъект, от поведения которого в значительной степени зависит эффективность профилактических, лечебных и реабилитационных вмешательств.
  7. При неблагоприятном типе родительского отношения отмечалось отсутствие саногенного мышления и, как следствие этого, отсутствие мотивации к сохранению здоровья. Отсюда менее адекватное поведение детей с точки зрения укрепления здоровья.
  8. Представления ребенка о болезни отражают мировоззрение родителей. Как общая, так и медицинская культура семьи, определяющая представления о болезнях, будет участвовать и в формировании внутренней картины болезни у ребенка. Утрированная забота о часто болеющем ребенке, проявляемая ипохондричными родителями, которые чрезмерно переживают не только из-за собственного, но и из-за здоровья детей в общем, способствует тому, что у данной группы детей преобладают отрицательные эмоции, присутствуют элементы острого переживания своей болезни, преобладают одиночные игры. Именно в этих случаях у ребенка, неспособного отбирать необходимую объективную информацию из других источников, возникает неадекватно пессимистическая оценка заболевания, отражающая общую атмосферу в семье.
  9. Психическое и физическое здоровье детей находится в руках родителей. Наличие прочной социальной поддержки благотворно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям.
  10. В основе профилактики заболеваний должна лежать забота о психологическом комфорте ребенка, который может быть достигнут следующими средствами:

а) Спокойное, уравновешенное состояние матери.

У тревожной и нервной матери вырастает нервный и тревожный ребенок. Объясняется это наследственной предрасположенностью, постоянным психологическим дискомфортом, в котором растет малыш, эмоционально зависимый от матери.

б) Продление домашнего периода дошкольного детства.

Если малыш от природы боязлив, не любит шумной, большой компании детей, не умеет драться и «дать сдачи», то детский сад становится для неокрепшей еще нервной системы  испытанием.

в) Психологическая  готовность ребенка к школьному обучению.

Не готовый к школе ребенок с первых же дней пребывания в ней вступает в конфликт с учителем, т.к. не выполняет требований последнего, у ученика развивается отрицательное отношение  к школе, что может привести к разнообразным заболеваниям, «школьному» неврозу. Важно, чтобы ученик пришел в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, так-как чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство необходимо учитывать всем взрослым, обучающим ребенка (и родителям, и воспитателям детских дошкольных учреждений, и учителям). За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял, как сделать правильно.

г) Значимым профилактическим средством частых ОРВИ у детей является демократический стиль родительского воспитания, характеризующийся высоким уровнем принятия ребенка, верой в его самостоятельность в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости, проявлением доброты и твердости одновременно, возможностью проявления инициативы с установленными  четкими границами.